5r
Региональный портал профессионального образования
Выбор профессии - важный период в жизни каждого человека. И последствия профессионального выбора для каждого очень значительны. Едва ли когда-нибудь будут созданы программы, позволяющие сделать безошибочный выбор. Поэтому читайте, смотрите, думайте и принимайте решение.
Виртуальный кабинет по профориентации адресован молодым людям, которые хотят правильно выбрать профессию, и взрослым – родителям, педагогам, психологам, работодателям, которые стараются им в этом помочь. Поможет вам получить полезные знания, развить необходимые навыки для правильного выбора профессии и познакомиться с профориентационной работой образовательного учреждения.
Что означают слова "Правильно выбрать профессию"?
Профессия в современном мире - это не только "инструмент" для зарабатывания денег.
Правильно выбранная профессия - это:
- возможность реализовать себя, развить свои таланты и способности;
- основа для уважения и самоуважения человека;
- основа материального благополучия и возможности иметь многое для собственного развития и удовлетворения;
- радость творчества.
Для правильного выбора профессии необходимо:
- знание своих возможностей и способностей,
- информированность о мире профессий и учебных заведениях,
- умения принимать обдуманные решения.
Кабинет профориентации поможет вам:
- познакомиться с миром профессий;
- познакомиться с описаниями профессий;
- получить информацию о Вузах и колледжах Владимирской области и г. Москва;
- пройти профориентационное и психологическое тестирование;
- получить консультацию психолога о своих индивидуальных психологических особенностях и о том, как их учитывать при построении профессиональной карьеры;
- получить консультацию по результатам психологической диагностики;
- посмотреть видеоматериалы о профессиях.
В соответствии с «Концепцией модернизации российского образования на период до 2020 г.» механизмом, обеспечивающим государственные гарантии доступности и качества образования, выступает специализированная подготовка (профильное обучение) в старших классах общеобразовательной школы, которая ориентирована на индивидуализацию обучения, социализацию обучающихся, в том числе с учётом потребностей рынка труда.
Организация профильного обучения невозможна без создания системы предпрофильной подготовки школьников, включающая в себя такие компоненты, как:
- курсы по выбору (элективные курсы);
- информационную работу;
- профориентационную работу.
Так, в нашем образовательном учреждении апробирована модель профильного обучения по следующим профилям обучения:
- физико-математический профиль;
- социально-экономический профиль;
- естественно - научный профиль.
Для ориентации учащихся на данные профили проводим элективные курсы по математике, физике, химии, биологии, истории, обществознанию, праву. Чтобы каждый нашёл себя, понял к какой сфере деятельности склонен он, кроме данных курсов предлагаем элективные курсы по русскому языку, иностранным языкам, географии.
Смысл информационной работы состоит в доведение до сведения учащихся и их семей образовательных возможностей территориально доступной им муниципальной образовательной сети. В содержание информации входят сведения о различных учреждениях общего и профессионального образования, где школьники могут продолжить образование после основной школы, сведения о потребностях рынка труда – «Образовательная карта».
Профориентационная работа в образовательном учреждении.
![А кто ты?](/upload/site_files/5r/prof1.jfif)
Профориентация - это научно обоснованная система социально-экономических, психолого-педагогических, медико-биологических и производственно-технических мер по оказанию молодёжи личностно-ориентированной помощи в выявлении и развитии способностей и склонностей, профессиональных и познавательных интересов в выборе профессии, а также формирование потребности и готовности к труду в условиях рынка.
Профориентация реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися.
Цель профориентационной работы в школе:
- оказания профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности.
- выработка у школьников сознательного отношения к труду, профессиональное самоопределение в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.
Задачи профоориентационной работы:
- получение данных о предпочтениях, склонностях и возможностях учащихся для разделения их по профилям обучения;
- обеспечение широкого диапазона вариативности профильного обучения за счет комплексных и нетрадиционных форм и методов, применяемых на уроках, элективных курсов и в воспитательной работе;
- дополнительная поддержка некоторых групп школьников, у которых легко спрогнозировать сложности трудоустройства – учащихся коррекционных классов и школ и др.;
- выработка гибкой системы сотрудничества старшей ступени школы с учреждениями дополнительного и профессионального образования, а также с предприятиями города, региона.
Принципы профориентационной работы в школе:
Важно помнить, что профориентационная работа в школе приносит пользу только тогда, когда к профориентационной работе привлечён весь коллектив школы, и когда соблюдаются следующие принципы:
- Систематичность и преемственность - профориентационная работа не должна ограничиваться работой только со старшеклассниками. Эта работа ведется с первого по выпускной класс.
- Дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся в зависимости от возраста и уровня сформированности их интересов, от различий в ценностных ориентациях и жизненных планах, от уровня успеваемости.
- Оптимальное сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм профориентационной работы с учащимися и родителями.
- Взаимосвязь школы, семьи, профессиональных учебных заведений, центров профориентации молодежи, службы занятости, общественных молодежных организаций.
- Связь профориентации с жизнью (органическое единство с потребностями общества в кадрах).
Система профессиональной ориентации школьников:
- профессиональной просвещение;
- профессиональная диагностика;
- профессиональная консультация;
- профессиональный подбор;
- профессиональная адаптация.
Этапы и содержание профориентационной работы в школе:
1-4 классы:
- формирование у младших школьников ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе;
- развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на посильной практической включенности в различные ее виды, в том числе социальную, трудовую, игровую, исследовательскую.
5-7 классы:
- развитие у школьников личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности;
- представления о собственных интересах и возможностях (формирование образа “Я”);
- приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики: технике, искусстве, медицине, сельском хозяйстве, экономике и культуре.
![](/upload/site_files/5r/2%205-7.jfif)
8-9 классы:
- уточнение образовательного запроса в ходе факультативных занятий и других курсов по выбору;
- групповое и индивидуальное консультирование с целью выявления и формирования адекватного принятия решения о выборе профиля обучения;
- формирование образовательного запроса, соответствующего интересам и способностям, ценностным ориентациям.
![](/upload/site_files/5r/3%208-9.jfif)
10-11 классы:
- обучение действиям по самоподготовке и саморазвитию, формирование профессиональных качеств в избранном виде труда, коррекция профессиональных планов, оценка готовности к избранной деятельности.
Работа с родителями
- проведение родительских собраний, (общешкольных, классных);
- лектории для родителей;
- индивидуальные беседы педагогов с родителями школьников;
- анкетирование родителей учащихся;
- привлечение родителей школьников для выступлений перед учащимися с беседами;
- привлечение родителей учащихся для работы руководителями кружков, спортивных секций, художественных студий, ученических театров, общественных ученических организаций;
- помощь родителей в организации профессиональных проб старшеклассников на предприятиях;
- помощь родителей в организации временного трудоустройства учащихся в каникулярное время;
- избрание родительского комитета школы из представителей родительских комитетов классов, наиболее активных родителей учащихся, готовых в сотрудничестве с учителями оказывать педагогическую поддержку самоопределения школьников.
График консультаций по профориентации для учащихся и родителей.
№
|
Ф.И.О. консультанта
|
Должность
|
День недели, время
|
1.
|
Чернышова
Ольга Владимировна
|
зам. директора по воспитательной работе
|
понедельник
14.00 – 15.00
|
2.
|
Рощина
Наталья Владимировна
|
профконсультант
|
вторник
14.00 – 15.00
|
3.
|
Богданова
Марина Владимировна
|
психолог
|
среда
14.00 – 15.00
|
4.
|
Рощина
Наталья Владимировна
|
профконсультант
|
четверг
14.00 – 15.00
|
5.
|
Богданова
Марина Владимировна
|
психолог
|
пятница
14.00 – 15.00
|
Билет в будущее. Проект профессиональной ориентации школьников.
Про Билет в будущее